ПИЙ X
Том LVI, С. 411-418
опубликовано: 29 мая 2024г.

ПИЙ X

Содержание

Пий X, папа Римский. Фотография. 1904 г.Пий X, папа Римский. Фотография. 1904 г. (2.06.1835, Риезе, обл. Венето - 20.08.1914, Рим; до избрания папой - Джузеппе Мелькиорре Сарто), св. Римско-католической Церкви (пам. зап. 21 авг.), папа Римский (с 4 авг. 1903). Происходил из простой семьи: отец, Джованни Баттиста Сарто, служил рассыльным в управе Риезе. В браке с Маргаритой Сансон родилось 10 детей; Джузеппе Мелькиорре был старшим (первенец умер во младенчестве). Начальное образование получил в местной школе. В 1846-1850 гг. учился в гимназии в Кастельфранко-Венето. В возрасте 14 лет, за год до окончания гимназии, Сарто сообщил родителям и настоятелю прихода в Риезе о своем решении избрать церковное служение. Поскольку у семьи не было денег для оплаты его учебы в семинарии, католич. патриарх Венеции кард. Джакомо Монико (1778-1851), к-рый сам был родом из Риезе, предоставил юноше место в Падуанской семинарии. До прибытия в семинарию Сарто прошел церемонию облачения в сутану в Риезе (19 сент. 1850). Через год, 20 сент. 1851 г., он получил тонзуру и стал клириком диоцеза Тревизо. В 1855-1857 гг. был посвящен в младшие чины, 19 сент. 1857 г.- в субдиакона. 27 февр. 1858 г. рукоположен во диакона, 18 сент. 1858 г.- во пресвитера (поскольку Сарто не достиг к этому времени канонического возраста для пресвитерского рукоположения (24 года), ему была предоставлена диспенсация). Получил назначение на должность викария прихода в Томболо, близ Кастельфранко-Венето.

В 1859 г. север Италии стал ареной австро-итало-франц. войны, однако боевые действия не затронули Томболо. В 1866 г. обл. Венето, куда входил и диоцез Тревизо, после поражения Австрии перешла в состав Итальянского королевства.

По настоянию Федерико Марии Дзинелли, еп. Тревизо (1861-1879), Сарто участвовал в конкурсе на должности настоятелей вакантных приходов. Он продемонстрировал лучший результат и был назначен настоятелем прихода св. Варфоломея в Сальцано (21 мая 1867). Главной заботой нового настоятеля стала организация катехизаторского образования для взрослых и детей. Большое внимание уделялось церковной музыке: в 1867 г. стараниями нового настоятеля был восстановлен старинный (XVIII в.) приходский орган, в 1868 г. при приходе основана вечерняя школа церковного пения. Сарто занимался каритативной деятельностью в городе - помощью больным, бедным, детям-сиротам. В 1873 г., после эпидемии холеры в Сальцано, он сам сопровождал врача к заболевшим, чтобы уберечь викарных священников от риска заразиться.

В июле 1875 г. Сарто был назначен членом капитула кафедрального собора в Тревизо, а также духовником Тревизской семинарии и канцлером курии диоцеза. С 12 июня 1879 г. прелат-примицерий капитула кафедрального собора в Тревизо. После смерти еп. Ф. М. Дзинелли Сарто управлял еп-ством Тревизо в качестве капитулярного викария (кон. нояб. 1879 - кон. июня 1880). При новом епископе, Джузеппе Каллегари (1880-1882, в 1882-1906 епископ Падуи; с 1903 кардинал), Сарто сохранил за собой должности канцлера курии и духовника семинарии, назначен генеральным провикарием (исполняющим обязанности викария) диоцеза. В окт. 1881 г., когда Сарто и еп. Дж. Каллегари находились в паломнической поездке в Риме, Сарто получил аудиенцию папы Римского Льва XIII (1878-1903).

25 сент. 1882 г. еп. Дж. Каллегари был переведен на кафедру Падуи. Он предлагал Сарто переехать с ним в Падую и занять там пост генерального викария, но тот отказался (Lettere. 1958. P. 99-100). Оставшись в Тревизо, Сарто принимал участие в управлении диоцезом вплоть до прибытия нового епископа - Джузеппе Аполлонио (1882-1903).

Епископ Мантуи

. В 1884 г. Папский престол столкнулся со сложной ситуацией в епископстве Мантуя: деятельность еп. Джованни Марии Беренго (1879-1884, в 1884-1896 архиепископ Удине), оставшегося ярым сторонником Австрийской империи, стала причиной конфликта со светскими властями и вызвала отчуждение клира и паствы, что привело к росту антицерковных настроений и упадку религиозной жизни в диоцезе. Находившийся тогда в Риме с визитом еп. Дж. Каллегари обратил внимание кард. Лючидо Марии Парокки (1833-1903), возглавлявшего комиссию «Pro eligendis Italiae Episcopis» и занимавшегося кадровыми вопросами, что Сарто - лучший кандидат на епископскую кафедру Мантуи. 12 сент. 1884 г. в Тревизо было получено офиц. уведомление из Рима, что Сарто будет назначен на кафедру Мантуи. 5 нояб. он уехал в Рим, где был принят папой Львом XIII. На консистории 10 нояб. состоялась офиц. преконизация Сарто епископом Мантуи. 16 нояб. в рим. ц. Сант-Аполлинаре генеральный викарий Рима кард. Л. М. Парокки рукоположил его во епископа. Вечером того же дня Сарто снова принял папа Лев XIII; папская аудиенция продолжалась более часа.

После назначения на кафедру и епископского рукоположения новому предстоятелю необходимо было получить «regio exequatur» - офиц. признание короля Италии Умберто I (1878-1900). Оно было получено 26 февр. 1885 г. 19 апр. 1885 г. в кафедральном соборе Мантуи состоялась епископская интронизация. Став епископом, Сарто уделял особое внимание возрождению диоцезальной семинарии (осенью 1884 в семинарии обучались 60 чел., а уже к кон. 1885 число семинаристов достигло 123). Др. его заботой стало состояние приходов. 18 авг. 1885 г. он объявил о начале пастырской визитации. За 3 года епископ посетил все 153 прихода. 25 мая 1889 г. было объявлено о начале 2-й визитации, к-рая продолжалась вплоть до назначения Сарто на патриаршую кафедру Венеции (1893). Одной из первых мер (распоряжение от 12 окт. 1885) стало создание в приходах образовательных центров, где по воскресеньям и праздничным дням проводились занятия по изучению прихожанами основ католич. вероучения.

10-12 сент. 1888 г. епископ провел в Мантуе синод. В его работе участвовало ок. 200 священников, обсудивших насущные вопросы церковной жизни диоцеза и принявших соответствующие решения (матримониальные правила, вопросы катехизации, обязательность пасхального причащения, причащение больных и детей, специальные стипендии для священников, проведение процессий, организация погребений и обустройство кладбищ - изд.: Constitutiones Mantuanae ab… Iosepho Sarto Episcopo promulgatae. Mantova, 1888).

19 июня 1891 г. папа Римский Лев XIII пожаловал Сарто почетную церемониальную должность ассистента папского трона.

Патриарх Венеции

После смерти кард. Доменико Агостини (31 дек. 1891) вакантной оказалась патриаршая Венецианская кафедра. Изначально на нее планировалось назначить епископа Тревизо Дж. Аполлонио, но он отказался из-за проблем со здоровьем и обратил внимание кард. Л. М. Парокки на кандидатуру епископа Мантуи Дж. М. Сарто. На консистории 12 июня 1893 г. папа Римский Лев XIII возвел Сарто в достоинство кардинала-пресвитера. Это было намеренно сделано до его назначения на Венецианскую кафедру, чтобы подчеркнуть, что пожалование высшего иерархического достоинства связано именно с личными заслугами Сарто как епископа Мантуи. Спустя 3 дня, на консистории 15 июня 1893 г., Сарто получил титулярный рим. храм Сан-Бернардо-алле-Терме и был официально назначен католич. патриархом Венеции. После возведения в кардинальское достоинство он вошел в состав 4 конгрегаций Римской курии: по делам епископов и монашествующих, обрядов, по вопросам индульгенций и священных реликвий, образования.

Итал. власти отказались признать нового патриарха Венеции, заявив о том, что в связи с присоединением Венеции к Итальянскому королевству право назначать патриарха Венеции (с последующим утверждением Папским престолом) перешло от императора Австро-Венгрии к королю Италии и папа Римский не мог сам выбирать кандидатов. Утверждение Сарто на Венецианской кафедре затянулось более чем на год. Однако в 1894 г. из-за непростой внешнеполитической ситуации, связанной с колониальной политикой Италии в Эфиопии и Эритрее, правительство Италии приняло решение не обострять далее отношения с Папским престолом, и 5 сент. 1894 г. кор. Умберто I подписал «regio exequatur». 8 сент. Сарто, как новый предстоятель Венеции, обратился к клиру своего архидиоцеза с офиц. посланием, подчеркнув, что намерен следовать консервативной и антилиберальной политике пап Римских Григория XVI (1831-1836) и Пия IX (Le pastorali. 1990. Vol. 1. P. 31-45). 24 нояб. патриарх торжественно въехал в Венецию.

Как и в Мантуе, в Венеции Сарто уделял особое внимание образовательной подготовке католич. клира и катехизации паствы. Патриарх регулярно посещал семинарию, общался с семинаристами, проверял уровень их образования. Его стараниями при семинарии был учрежден фак-т канонического права. Окружным посланием от 17 янв. 1895 г. патриарх Венеции предписал подведомственным ему настоятелям приходов сосредоточиться на катехизаторской работе как среди детей, так и среди взрослых (Ibid. P. 51-55). В регулярно направляемых клиру и пастве Венеции пастырских посланиях разъяснялись католич. учение и позиция Римско-католической Церкви по мн. затрагивающим христ. жизнь вопросам: посты, дела милосердия, церковные праздники, необходимость следовать каноническим предписаниям, необходимость внутреннего единения католиков и т. д.). Наиболее известным его обращением, вызвавшим негодование в антиклерикальных кругах, стало послание от 4 февр. 1901 г. об учреждении «Лиги по борьбе с богохульством, непристойностями и профанацией церковной жизни» (Le pastorali. 1990. Vol. 2. P. 72-81).

Важным средством контроля над религ. жизнью архидиоцеза и помощи приходам стали патриаршие визиты. Посланием от 21 мая 1895 г. было объявлено о начале патриаршей визитации приходов Венеции, продолжавшейся до 1898 г. (Ibid. 1990. Vol. 1. P. 75-80). 8-10 мая 1898 г. в Венеции в соборе св. Марка прошел синод. В его решениях основное внимание было уделено улучшению духовной жизни католического клира. Предписывалось обязательное ношение церковного облачения, священникам рекомендовалось еженедельно приступать к исповеди и регулярно участвовать в проводимых в диоцезе т. н. духовных упражнениях (молитвенных размышлениях); тем, кто не прошли таковые в течение последних 3 лет, следовало сделать это до нояб.

В окт. 1894 г. исполнилось 880 лет с момента освящения венецианского собора св. Марка. Из-за задержки с утверждением в должности патриарх прибыл в Венецию только в нояб., он сразу распорядился организовать в честь юбилея 4-дневные торжества, к-рые приурочили к ближайшему празднику св. Марка - 25 апр. 1895 г. Стараниями Сарто в Венеции была возрождена традиция григорианского пения. Патриарх распорядился начать круглосуточное поклонение Св. Дарам, что к тому времени уже было организовано в Риме и в нек-рых диоцезах Франции. Сарто призывал паству к более частому, чем практиковалось ранее, причащению.

В сент. 1896 г. на ежегодной встрече епископов обл. Венето было решено провести в Венеции национальный евхаристический конгресс. Посланием от 1 нояб. 1896 г. Сарто объявил о подготовке к конгрессу (Ibid. P. 103-111), к-рый состоялся 8-11 авг. 1897 г.; в его работе приняли участие 4 кардинала и 28 итал. архиепископов и епископов.

В 1896 г. Сарто поддержал создание в Венеции особого комитета - «Pro Armenia», целью к-рого было оказание помощи армянам-христианам, пережившим гонения в Османской империи в 1894-1896 гг.

Сарто выступал за создание социальных учреждений взаимопомощи, направленных на поддержку наиболее нуждающихся групп населения. Он регулярно посещал больных и заключенных, в 1900 г. провел в венецианской тюрьме т. н. духовные упражнения. Он финансово поддержал местную католич. газ. «La Difesa», к-рая противостояла др. венецианским периодическим изданиям - «La Gazzetta» и «L'Adriatico», находившимся в руках антиклерикалов; патриарх Венеции призывал паству тоже оказывать помощь католич. средствам массовой информации. В 1895 г. патриарх способствовал созданию в Венеции Банка св. Марка, организованного местными католиками с целью иметь финансовое учреждение, к-рое руководствовалось бы католич. принципами в ведении дел.

Патриарх Венеции активно противостоял вовлечению паствы в политические движения во главе со сторонниками обновления церковной жизни (см. Модернизм). Сарто вступил в полемику с Ромоло Мурри - одним из лидеров итал. модернистов (пастырское послание от 17 авг. 1902 - Ibid. 1990. Vol. 2. P. 288-289). Поскольку в начале патриаршего служения Сарто в Венеции руководство города состояло гл. обр. из антиклерикалов, он поддержал создание католическо-либеральной коалиции (блок умеренных клерикалов), к-рая одержала победу на муниципальных выборах (июль 1895). В 1895-1919 гг. мэром Венеции был представитель этого блока - гр. Филиппо Гримани.

14 июля 1902 г. в Венеции рухнула кампанила собора св. Марка. Церемония закладки 1-го камня новой кампанилы была приурочена к празднику ап. Марка, 25 апр. 1903 г. На ней присутствовали представители правительства Италии и королевской семьи. Патриарх обратился к собравшимся с речью, в к-рой затронул внутрицерковную тематику и проблему взаимоотношений Римско-католической Церкви и гос-ва. Он заявил о неприемлемости для католиков модернистской теологии и либерального законотворчества вместе с антиклерикальной и антикатолич. политикой правительства, но подчеркнул безусловную лояльность в отношении законной светской власти. Выступление Сарто получило большой резонанс.

Избрание на Папский престол

После смерти папы Римского Льва XIII (20 июля 1903) Сарто принял участие в конклаве, начавшемся 31 июля в Ватикане. Наиболее вероятным преемником Льва XIII считался гос. секретарь кард. Мариано Рамполла дель Тиндаро (1843-1913), чью кандидатуру поддерживали французские кардиналы и сторонники профранц. политики Папского престола. Противовесом кард. М. Рамполле дель Тиндаро выступал кард. Джироламо Готти (1834-1916), противник «французской» партии в коллегии кардиналов. Оба кандидата были «политики» (politicani), но после первых туров голосования, когда эти кандидаты взаимно заблокировали выборы друг друга, акцент с политической плоскости сместился в плоскость противостояния «политиков» с «ревнителями» (zelanti), выступавшими за избрание папы-пастыря, свободного от политических пристрастий и намеренного сосредоточиться на решении внутрицерковных вопросов. К 1903 г. в Римско-католической Церкви накопилось множество нерешенных внутренних задач (нарастание богословского кризиса модернизма, несоответствие структуры Римской курии реальному положению дел, необходимость кодификации канонического права и т. д.), а внешнеполитическая ситуация зашла в тупик в связи с «римским вопросом» и лишением папы Римского светской власти. Мн. участники конклава полагали, что внешней активности следует предпочесть рассмотрение внутренних задач, и впосл. это способствовало бы решению внешнеполитических проблем.

На конклав собрались 62 кардинала. В 1-м туре голосования утром 1 авг. кард. М. Рамполла дель Тиндаро получил 24 голоса, кард. Дж. Готти - 17. Неожиданностью стали 5 голосов, отданных за кард. Дж. М. Сарто, католич. патриарха Венеции. В вечернем туре за Рамполлу дель Тиндаро было отдано 29 голосов, и Сарто получил уже 10 голосов. По результатам утреннего голосования 2 авг. Рамполла дель Тиндаро сохранил свои 29 голосов, а на 2-е место с 21 голосом вышел Сарто. В этот же день кард. Ян Пузына (1842-1911) объявил, что австро-венг. имп. Франц Иосиф I (1867-1916) использовал свое право вето и наложил его на кандидатуру кард. М. Рамполлы дель Тиндаро. Конклав решил проигнорировать имп. вето, и на вечернем голосовании Рамполла дель Тиндаро получил 30 голосов, а Сарто - 24 голоса, но по окончании голосования обратился к участникам конклава с просьбой снять свою кандидатуру с рассмотрения, т. к. он не может принять на себя избрание, будучи недостойным и не готовым к такому служению. Заявление Сарто, равно как и вето императора, было проигнорировано участниками конклава, и по результатам 5-го тура утром 3 авг. Сарто получил 27 голосов, став лидером (Рамполла дель Тиндаро получил 24 голоса).

Поскольку избрание на Папский престол против воли кандидата невозможно, секретарю конклава архиеп. Рафаэлю Мерри дель Валю (1865-1930) было поручено в частном порядке поговорить с Сарто; Мерри дель Валю удалось убедить кардинала принять избрание, если таковое состоится. На вечернем голосовании 3 авг. Сарто получил 35 голосов, Рамполла дель Тиндаро - 16. Утреннее голосование 4 авг. стало последним: у Сарто было 50 голосов, у Рамполлы дель Тиндаро - 10, у Готти - 2. Сарто согласился со своим избранием на Папский престол и взял себе имя Пий X.

Вечером 4 авг., в день завершения конклава, П. принял на личной аудиенции архиеп. Р. Мерри дель Валя, с которым познакомился накануне, и назначил его и. о. гос. секретаря.

Понтификат

9 авг. 1903 г. в базилике св. Петра состоялась папская коронация, тиару на П. возложил кард.-перводиак. Луиджи Макки (1832-1907). В связи с тем, что с сент. 1870 г. папы не покидали территорию Ватикана, рассматривая Рим как город, оккупированный Итальянским королевством, П., как и его предшественник, папа Римский Лев XIII, не совершал интронизацию (ингресс) в Латеранской базилике.

В своей 1-й энциклике, «E supremi apostolatus cathedra» от 4 окт. 1903 г., П. определил главными задачами понтификата укрепление авторитета католич. Церкви, восстановление преобладания духовной власти над светской (ASS. 1903/1904. Vol. 36. Р. 131). 9 нояб. того же года, на 1-й консистории, папа возвел в кардинальское достоинство архиеп. Р. Мерри дель Валя и еп. Дж. Каллегари. 12 нояб. кард. Р. Мерри дель Валь был официально назначен гос. секретарем. В ближайший круг понтифика входили также его личные секретари: монсеньоры Джованни Батиста Брессан и Джузеппе Песчини и секретарь шифра монсеньор Никола Канали. Никто из родственников П. не получил никаких привилегий.

Борьба с модернизмом

П. выступил против любых проявлений церковного модернизма в вопросах католического вероучения, морали и пастырской практики. Декретом Конгрегации римской и вселенской инквизиции (впосл. Конгрегация Sanctum Officium) «Lamentabili sane exitu» от 3 июля 1907 г. (утвержден папой Римским 4 июля) были официально осуждены 65 положений, характерных для модернизма (ASS. 1907. Vol. 40. Р. 470-478; рус. пер.: Покров: Альм. рос. католиков. М., 1999. Вып. 3. С. 7-13). Вслед за этим кратким декретом, ограничившимся лишь перечнем заблуждений, была подготовлена объемная энциклика «Pascendi Dominici gregis» от 8 сент. 1907 г. (ASS. 1907. Vol. 40. Р. 593-650; рус. пер.: Покров. М., 1999. Вып. 4. С. 5-41; 2000. Вып. 5. С. 11-14), целью к-рой было дать развернутый анализ модернизма и наметить основные направления борьбы с ним. Motu proprio «Praestantia Scripturae Sacrae» от 18 нояб. 1907 г. П. заявил о необходимости противостоять модернизму в изучении Свящ. Писания (ASS. 1907. Vol. 40. Р. 723-726).

После публикации этих документов началась широкая кампания по очищению Римско-католической Церкви от модернистов. Были выявлены и внесены в Индекс запрещенных книг мн. сочинения лидеров модернизма. Проводилось выявление сторонников модернизма и симпатизировавших ему среди представителей католич. клира. На главных вдохновителей модернистской идеологии Конгрегацией инквизиции было наложено отлучение: декретом «Sacerdotem Alfredum Loisy» от 7 марта 1908 г. отлучен от Церкви пресв. Альфред Луази (ASS. 1908. Vol. 41. Р. 141-142), декретом «Sacerdotem Romulum Murri» от 22 марта 1909 г.- пресв. Р. Мурри (AAS. 1909. Vol. 1. Р. 276). За понтификат П. сочинения 102 авторов были осуждены Конгрегацией Индекса запрещенных книг. В 1909 г. в Риме монсеньором Умберто Бениньи была создана орг-ция «Sodalitium Pianum», к-рая занималась выявлением сторонников модернизма на всех уровнях церковной иерархии.

Апостольским посланием «Vinea electa» от 7 мая 1909 г. П. основал Папский библейский институт, задачами к-рого были всестороннее исследование Свящ. Писания и борьба с модернистскими толкованиями (Ibid. Р. 447-449). 5 нояб. 1909 г. состоялось открытие ин-та (находится под управлением иезуитов).

Декретом «Una delle principali cure» от 15 июля 1909 г. генерального викария Рима кард. Пьетро Респиги (1843-1913), действовавшего от имени П., клирикам Римско-католической Церкви запрещалось посещать кинематограф в связи с антирелигиозным и аморальным содержанием представляемых там сюжетов (Ibid. Р. 600-601).

Motu proprio «Sacrorum antistitum» от 1 сент. 1910 г. П. ввел антимодернистскую присягу, обязательную для всех католич. священников, принимавших сан, профессоров семинарий, настоятелей и проповедников (AAS. 1910. Vol. 2. Р. 655-680; Антимодернистская присяга // Покров. М., 1999. Вып. 3. С. 14-16).

Реформа Римской курии

К началу понтификата П. прошло более 30 лет с момента ликвидации Папского гос-ва в процессе объединения Италии. В новых условиях требовались реформа аппарата церковного управления и унификация занимавшихся внутрицерковными вопросами подразделений Римской курии, к-рая все еще сохраняла структуру, определенную в кон. XVI в. Motu proprio «Quae in Ecclesiae bonum» от 28 янв. 1904 г. П. объединил Конгрегацию по вопросам индульгенций и священных реликвий и Конгрегацию обрядов в общую Конгрегацию обрядов (An. Pont. Cath. 1904. Р. 79). Motu proprio «Sacrae Congregationi» от 26 мая 1906 г. упразднялись конгрегации во вопросам дисциплины монашествующих и по вопросам состояния монашествующих, их функции передавались Конгрегации по делам епископов и монашествующих (ASS. 1906. Vol. 39. Р. 203-204).

Летом 1907 г. П. поручил секретарю Конгрегации Собора Гаэтано де Лай (1853-1928) подготовить черновой проект реформы Римской курии. В нояб. того же года папа представил свои пожелания, касающиеся реорганизации конгрегаций. К весне 1908 г. был составлен окончательный проект реформирования курии.

Апостольской конституцией «Sapienti concilio» от 29 июня 1908 г. П. провел реформу Римской курии, которая состояла теперь из 11 конгрегаций: Верховной конгрегации Sanctum Officium, Консисториальной, конгрегаций дисциплины таинств, Собора, по делам монашествующих, пропаганды веры, Индекса запрещенных книг, обрядов, церемониала, чрезвычайных церковных дел, образования; 3 трибуналов: Апостольской пенитенциарии, Римской Роты, Апостольской сигнатуры; 4 служб: Апостольской канцелярии, Датарии, Апостольской палаты, Гос. секретариата, разделенного на 3 отдела: чрезвычайных церковных дел, ординарных церковных дел, апостольских бреве (AAS. 1909. Vol. 1. Р. 7-19).

П. оставил за собой руководство в качестве префекта Верховной конгрегацией Sanctum Officium и Консисториальной конгрегацией. Во главе остальных конгрегаций стояли кардиналы-префекты (Конгрегация чрезвычайных церковных дел тесно сотрудничала с 1-м отделом Гос. секретариата, отвечавшего за чрезвычайные церковные дела, и находилась в ведении кардинала - гос. секретаря). В 2 конгрегациях, префектом к-рых был папа Римский, секретари имели кардинальское достоинство. Апостольскую пенитенциарию возглавлял кардинал - великий пенитенциарий; Римскую Роту - декан, не имевший кардинальского достоинства; Апостольскую сигнатуру - кардинал-префект; Апостольскую канцелярию, Апостольскую палату, Датарию и Гос. секретариат возглавляли кардиналы (канцлер, камерленго католич. Церкви, датарий, гос. секретарь).

20 окт. 1908 г. П. совершил назначения на куриальные посты. Новая система управления Римско-католической Церковью была официально введена в действие с 3 нояб. 1908 г.

Каноническое право

Одной из проблем в католич. Церкви в области права было отсутствие унифицированного сборника церковных законов, о чем П. хорошо знал из собственного опыта. Motu proprio «Arduum sane munus» от 19 марта 1904 г. он создал комиссию по кодификации канонического права католич. Церкви; в состав комиссии изначально вошли 16 кардиналов, в т. ч. гос. секретарь Р. Мерри дель Валь (ASS. 1903/1904. Vol. 36. Р. 549-551). Фактическим организатором работы комиссии стал ее секретарь - архиеп. Пьетро Гаспарри (1852-1934); после возведения в кардинальское достоинство в 1907 г. он продолжил руководить работой комиссии уже в качестве полноправного члена (новый секретарь не назначался). Большая часть работы комиссии была сделана в понтификат П., но окончательно Кодекс канонического права Римско-католической Церкви был принят только в мае 1917 г. (см. Codex juris canonici).

П. реформировал систему обнародования офиц. документов Римско-католической Церкви, которые до 1908 г. (включительно) публиковались в ежегоднике «Acta Sanctae Sedis». Согласно конституции «Promulgandi pontificias Constitutiones» от 29 сент. 1908 г., начиная с 1909 г. единственным офиц. местом публикации всех документов Папского престола, включая папские буллы, конституции, motu proprio, консисториальные аллокуции и т. д., акты дикастерий Римской курии, а также сообщения о возведении в кардинальское достоинство, о назначениях на кафедры, пожалованиях почетных титулов, стал ежегодник «Acta Apostoliсae Sedis» (ASS. 1908. Vol. 41. Р. 619-620). Он издается на латыни.

С 1912 г. выходит офиц. ежегодник Папского престола на итал. языке «Annuario Pontificio». В нем содержится ежегодно обновляемая информация о состоянии католич. иерархии во всем мире, о персональном составе всех подразделений Римской курии, дается перечень всех обладателей почетных иерархических титулов и т. п.

Иерархия Римско-католической Церкви

Одним из первых начинаний П. на Папском престоле стала организация визитации итал. диоцезов. Декрет Конгрегации Собора «Constat apud omnes» о начале проведения такой визитации появился 7 марта 1904 г. (ASS. 1903/1904. Vol. 36. Р. 561-563) и сопровождался документом на итал. языке, содержавшим правила проведения визитации,- «Regole per la Visita Apostolica» (Ibid. P. 563-565). Еще до начала визитации П. принял решение об усилении контроля за подбором кандидатов на епископские кафедры: motu proprio «Romanis Pontificibus maximae» от 17 дек. 1903 г. папа распустил комиссию «Pro eligendis Italiae Episcopis», обязав Конгрегацию инквизиции заниматься изучением досье кандидатов; назначения на кафедры не могли теперь совершаться без соответствующей визы этой конгрегации (Ibid. P. 585-586).

П. изменил практику епископских хиротоний, совершаемых папами Римскими. Если за 25 лет понтификата его предшественник, папа Римский Лев XIII, совершил только 5 епископских рукоположений, то за 11 лет своего понтификата П. лично рукоположил в епископский сан 22 священника, в т. ч. и архиепископа Болонского Джакомо делла Кьезу (в Сикстинской капелле 22 дек. 1907), к-рый впосл. стал его преемником на Папском престоле (папа Римский Бенедикт XV в 1914-1922).

За время своего понтификата П. учредил 20 архиеп-ств, 64 еп-ства, 5 прелатур nullius, 41 апостольский викариат и 41 апостольскую префектуру. П. провел 12 консисторий, на 7 из них возвел в кардинальское достоинство 50 чел.

Motu proprio «La Croce Pettorale» от 24 мая 1905 г. П. предписал всем кардиналам-пресвитерам и кардиналам-диаконам ношение наперсного креста вне зависимости от наличия или отсутствия у них епископского сана (ASS. 1904/1905. Vol. 37. Р. 681-683). Motu proprio «Edita a Nobis» от 5 мая 1914 г. П. отменил оптацию кардиналов-епископов и уравнял в правах все субурбикарные кардинальские кафедры, за исключением Остийской. Декан коллегии кардиналов - старейший кардинал-епископ по-прежнему назначался на кафедру Остии, при этом он сохранял за собой и прежнюю субурбикарную кафедру, что исключало отныне перемещение кардиналов по субурбикарным кафедрам (AAS. 1914. Vol. 6. P. 219-220). Данная система сохранения прежней субурбикарной кафедры за деканом закреплена Кодексом канонического права 1983 г. (CIC. 350. § 4).

До нач. ХХ в. кардиналы-епископы являлись правящими ординариями своих субурбикарных диоцезов. По мнению П., забота о пастве субурбикарных диоцезов и служение в аппарате Римской курии были чрезмерной нагрузкой для кардиналов-епископов. Учитывая это, а также традицию, согласно к-рой субурбикарные епископы Сабины и Веллетри имели суффраганных (вспомогательных) епископов, конституцией «Apostolicae Romanorum Pontificum» от 15 апр. 1910 г. П. распорядился, чтобы все без исключения субурбикарные диоцезы имели суффраганных епископов (AAS. 1910. Vol. 2. P. 277-281).

Практически сразу после избрания на Папский престол конституцией «Comissum Nobis» от 20 янв. 1904 г. П. отменил право вето, к-рым обладал ряд европ. монархов при выборах папы Римского (An. Pont. Cath. 1915. Р. 55). Конституцией «Vacante Sede Apostolica» от 25 дек. 1904 г. П. определил порядок проведения конклавов и избрания пап (Ibidem).

Богослужебные нововведения

Одной из первых забот П. после избрания на Папский престол стало наведение порядка в сфере муз. сопровождения богослужений. 22 нояб. 1903 г. П. подписал motu proprio «Inter plurimas pastoralis», где заявил, что «ничто в храме не должно смущать молящихся или хотя бы просто уменьшать их благочестие, ничто не должно вызывать отвращения или соблазна, не должно быть ничего такого, что оскорбляло бы святость священных чинопоследований» (ASS. 1903/1904. Vol. 36. Р. 387-395). П. указал на недопустимость участия в церковных песнопениях женщин и тех, кто не имеют достойной христ. репутации.

2 февр. 1904 г. П. направил всем католич. епископам окружное послание «Ad diem illum laetissimum», к-рым определил получение индульгенций в честь 50-летнего юбилея провозглашения догмата о Непорочном Зачатии Пресв. Девы Марии (8 дек. 1854) (Ibid. P. 449-462).

Конституцией «Divino afflatu» от 1 нояб. 1911 г. (AAS. 1911. Vol. 3. P. 633-651) и motu proprio «Abhinc duos annos» от 23 окт. 1913 г. (AAS. 1913. Vol. 5. P. 449-451) папа реформировал Бревиарий и календарь Римско-католической Церкви: отныне воскресная служба получила литургический приоритет над праздничными службами ранга duplex; т. о. была исправлена ситуация, когда из-за многочисленных праздников в честь новых святых, канонизированных после Тридентского Собора, чтение Бревиария и служение мессы по воскресному чину стали редкими.

Значительные изменения в повседневную жизнь католиков привнесли декрет Конгрегации Собора «Sacra Tridentina Synodus» от 20 дек. 1905 г., позволявший приступать к таинству Причастия ежедневно (ASS. 1905/1906. Vol. 38. Р. 400-406), и декрет Конгрегации дисциплины таинств «Quam singulari Christus» от 8 авг. 1910 г., к-рым был значительно снижен возраст, позволяющий детям приступать к таинству Причастия (AAS. 1910. Vol. 2. P. 577-583).

Декретом Конгрегации по вопросам индульгенций и священных реликвий «Quo ferventius Christifideles» от 17 июня 1904 г. после читаемых в конце мессы «Молитв Льва» (лат. Preces Leonis) с этого времени в обязательном порядке добавлялось 3-кратное молитвенное воззвание на латыни: «Cor Iesu Sacratissimum, miserere nobis» (Святейшее Сердце Иисуса, помилуй нас) (ASS. 1903/1904. Vol. 36. Р. 750-751). Декретом Конгрегации Sanctum Officium «Quod iam superiori» от 29 авг. 1912 г. была введена молитва «Obsecro te, dulcissime Domine», за чтение к-рой после окончания мессы даровалось прощение за совершённые при служении погрешности (AAS. 1912. Vol. 4. P. 642).

Канонизации и беатификации

П. провел в базилике св. Петра 2 канонизационные церемонии. 11 дек. 1904 г. папа канонизировал еп. Алессандро Саули (1534-1592) - главу конгрегации варнавитов, почитаемого как «апостол Корсики» (булла «Calamitosis» - An. Pont. Cath. 1915. Р. 57), и редемпториста Жерардо Майелла (1726-1755) (булла «Haud tenui» - Ibidem). 20 мая 1909 г. состоялась канонизация пресв. Хосе Ориоля (1650-1702), «чудотворца из Барселоны» (булла «Cum Dominus Iesus» - AAS. 1909. Vol. 1. P. 605-621), и редемпториста Клеменса Марии Хофбауэра (1751-1820) (булла «Ineffabili Dei providentia» - Idem. P. 637-653). П. беатифицировал 73 чел., впосл. многие из них были канонизированы. Наиболее известные: Жан Мари Батист Вианней (1786-1859; беатифицирован в 1905, канонизирован в 1925 папой Римским Пием XI), Жанна д'Арк (ок. 1412-1431; беатифицирована в 1909, канонизирована в 1920 папой Римским Бенедиктом XV), Жан Эд (1601-1680) - основатель жен. монашеской конгрегации Объединение сестер Пресв. Девы Марии Милосердия (беатифицирован в 1909, канонизирован в 1925 папой Римским Пием XI), Гаспар дель Буфало (1786-1837) - основатель конгрегации Драгоценнейшей Крови Христовой (беатифицирован в 1904, канонизирован в 1954 папой Римским Пием XII). П. утвердил общецерковное почитание 54 католич. святых и блаженных, ранее местночтимых.

Бреве «In Apostolicum subiecti» от 25 марта 1904 г. (ASS. 1903/1904. Vol. 36. Р. 580-582) папа объявил католич. св. Франциска Ксаверия (1506-1552) небесным покровителем католич. миссий.

Внешняя политика

В понтификат П. произошел разрыв отношений между Папским престолом и некоторыми традиционно католич. гос-вами. Отношения с Италией после захвата Рима в 1870 г. не были улажены, и П., как и 2 его предшественника, считал себя «узником Ватикана»; после своего избрания на Папский престол он ни разу не выехал за пределы Ватикана. Визиты глав католич. гос-в в Рим к королю Италии вызывали протест со стороны Папского престола. П. не снял запрет на участие католиков в политической жизни Итальянского королевства, введенный Пием IX (формула «Non expedit» (Не подобает)), однако разрешил итал. епископам в определенных случаях позволять католикам голосовать на парламентских выборах за представителей либерально-консервативных сил, чтобы воспрепятствовать избранию кандидатов-социалистов. 28 июля 1904 г. распущена католич. орг-ция «Дело конгрессов» (Opera dei Congressi), выступавшая за сотрудничество с социалистами и некатолич. профсоюзами (подробнее см. в ст. Италия). В энциклике «Il fermo proposito - Certum consilium» от 11 июня 1905 г. (опубликована одновременно на итал. и лат. языках - ASS. 1904/1905. Vol. 37. Р. 741-767) П. допустил возможность участия католиков в политической жизни и в выборах на гос. уровне при получении разрешения от церковной власти и наличии реальной необходимости в таком участии. Этим документом папа положил начало системе итал. католич. орг-ций мирян «Католическое действие». В 1906 г. были созданы общенациональные орг-ции «Народный союз», «Социально-экономический союз» и «Итальянский католический избирательный союз», деятельность к-рых находилась под контролем итал. епископата. В то же время энцикликой «Pieni l'animo» от 28 июля 1906 г. П. запретил итал. католич. духовенству к.-л. участие в политической деятельности (ASS. 1906. Vol. 39. P. 321-330), что в первую очередь коснулось христ. демократов и движения «Национальная демократическая лига», созданного католич. пресв. Р. Мурри.

В апр. 1904 г. П. отказался принять прибывшего в Рим Э. Лубе, Президента Франции (1899-1906), что стало поводом для обострения отношений и последовавшего затем разрыва дипломатических отношений между Францией и Папским престолом (июль 1904). 9 дек. 1905 г. во Франции был принят закон об отделении Церкви от гос-ва, положивший конец конкордату, заключенному в 1801 г. папой Римским Пием VII и Наполеоном Бонапартом. 11 февр. 1906 г. энцикликой «Vehementer Nos», адресованной католич. клиру и народу Франции, П. осудил принятие данного закона (Ibid. P. 3-16), а энцикликами «Gravissimo officii munere» от 10 авг. 1906 г. (на латыни - Ibid. P. 385-390) и «Une fois» от 6 янв. 1907 г. (на франц. языке - ASS. 1907. Vol. 40. Р. 3-11) - создание во Франции во исполнение закона об отделении Церкви от гос-ва «культовых ассоциаций». В связи с прекращением действия конкордата П. получил полное право назначать епископов на вакантные кафедры во Франции, чем незамедлительно воспользовался. 25 февр. 1906 г. он лично рукоположил в базилике св. Петра 14 франц. епископов. Аналогичные проблемы возникли и в отношениях с Португалией, где после Революции 1910 г. был принят закон об отделении Церкви от гос-ва (осужден энцикликой «Iamdudum in Lusitania» от 24 мая 1911 - AAS. 1911. Vol. 3. P. 217-224).

7 июня 1912 г. П. направил архиепископам и епископам Лат. Америки окружное послание «Lacrimabili statu Indorum», к-рым осудил жестокое отношение к коренным народам Южноамериканского континента (AAS. 1912. Vol. 4. P. 521-525).

Еще до избрания на Папский престол П. видел важность проблемы католиков-мигрантов. Motu proprio «Cum omnes» от 15 авг. 1912 г. он учредил при Консисториальной конгрегации особую секцию, к ведению к-рой была отнесена забота о духовном окормлении католиков-мигрантов (Ibid. P. 526-527). Motu proprio «Iam pridem ex Italia» от 19 марта 1914 г. понтифик распорядился основать в Риме специальную коллегию по подготовке священников-итальянцев, которых бы затем направляли в те страны, где сформировались значительные общины итальянцев-эмигрантов (AAS. 1914. Vol. 6. P. 173-176).

В 1913 г. Папскому престолу пришлось высказаться о ситуации в Республике Сан-Марино, где 27 апр. 1912 г. был принят закон, затрагивающий церковное имущество. 14 июня 1913 г. Консисториальная конгрегация издала декларацию «Civile Reipublicae S. Marini gubernium»: закон, принятый в Сан-Марино, оценивался как направленный на запугивание католич. священников и лишение их тех свобод, к-рые были необходимы для осуществления пастырского служения, в связи с этим закон осуждался (AAS. 1913. Vol. 5. P. 307-308).

Во время революционных событий в Российской империи в 1905 г. П. обратился к польск. католич. епископам с посланием «Poloniae populum» от 3 дек. 1905 г., призвав их к повиновению законным властям (ASS. 1905/1906. Vol. 38. Р. 321-327). 22 июля 1907 г. в Риме гос. секретарь кард. Р. Мерри дель Валь и министр-резидент при Папском престоле С. Д. Сазонов подписали составленную на франц. языке конвенцию о порядке преподавания в польск. католич. семинариях истории России, рус. языка и лит-ры (ASS. 1907. Vol. 40. Р. 519-520).

Помимо политических вопросов П. пришлось заниматься проблемой церковного раскола в Польше, где на волне революционных событий сформировалась Мариавитская церковь (Польская старокатолическая церковь мариавитов). П. направил польск. епископату энциклику «Tribus circiter» от 5 апр. 1906 г., в к-рой осудил это движение (ASS. 1906. Vol. 39. Р. 129-134). Декретом Конгрегации инквизиции «Mariavitarum sacerdotum secta» от 5 дек. 1906 г. на лидеров мариавитов - пресв. Яна Ковальского и мон. Марию Франциску Козловскую - было наложено церковное отлучение (ASS. 1907. Vol. 40. Р. 69-70).

П. следил за становлением рус. католич. структур визант. обряда, обсуждал возникавшие проблемы на аудиенциях с Андреем Шептицким, греко-католич. архиепископом Львовским, митрополитом Галицким (1900-1944). Декретом Конгрегации чрезвычайных церковных дел от 22 мая 1908 г. был назначен глава миссии для католиков вост. обряда в России - греко-католич. пресв. Алексей Зерчанинов (1848-1933).

24 июня 1914 г. в Ватикане представитель Папского престола гос. секретарь кард. Р. Мерри дель Валь и представитель короля Сербии Миленко Веснич подписали конкордат, гарантировавший свободу католич. вероисповедания в Сербии и создание на территории королевства католич. церковной провинции.

На конец понтификата П. пришлось начало первой мировой войны. П. обратился ко всему католич. миру (ad universos orbis catholicos) с экзортацией «Dum Europa», увещевая прекратить кровопролитие (AAS. 1914. Vol. 6. P. 373). Начавшаяся масштабная война стала непосильным переживанием для отличавшегося хорошим здоровьем П. В сер. авг. 1914 г. он неожиданно для всех тяжело заболел и в ночь на 20 авг. скончался.

П. был похоронен в ватиканской базилике св. Петра. В 1923 г. в левом нефе базилики поставлен памятник П. из белого мрамора (проект архит. Ф. ди Фаусто, скульптор П. Асторри).

14 февр. 1923 г. 28 кардиналов обратились к папе Римскому Пию XI с просьбой начать процессы беатификации и канонизации П. Он был беатифицирован (3 июня 1951) и канонизирован (29 мая 1954; булла «Cum Christus Iesus» подписана 30 мая 1954 - AAS. 1955. Vol. 47. P. 113-128) папой Римским Пием XII. На канонизационном богослужении на пл. св. Петра собралось ок. 800 тыс. чел. Церемония была записана и показана по телевидению.

День памяти П.- 3 сент.- был установлен в ранге duplex. После реформы богослужебного календаря Римско-католической Церкви (1969) день литургического почитания перенесен на 21 авг. (память 3 сент. сохранена в экстраординарной форме рим. обряда). Мощи П. находятся в базилике св. Петра, под алтарем часовни в честь Введения во храм Пресв. Девы Марии; часть мощей хранится также в реликварии на алтаре оратория св. Пия V в Москве.

Соч.: Actes de S.S. Pie X. P., [1926]. 8 vol.; Lettere / Ed. N. Vian. Padova, 19582; Scritti inediti: 1858-1874. Padova, 1971; Idem: 1875-1884. Padova, 1974; Écrits doctrinaux. P., 1975; La diocesi del papa: Dieci anni di corrispondenza di Pio X con il vescovo di Treviso A. G. Longhin / Ed. L. Urettini // Venetica. 1987. N 7. P. 30-126; Le pastorali del periodo Veneziano (1894-1898) / Ed. A. Niero. Riese Pio X, 1990. Vol. 1-2; 1991. Vol. 3.
Ист.: Grissell de la Garde H. Sede Vacante: Being a Diary Written During the Conclave with Additional Notes on the Accession and Coronation of Pius X. Oxf.; L., 1903; Landrieux M. Le conclave de 1903: Journal d'un conclaviste // Études: [Rev. mensuelle française catholique]. P., 1958. Nov. P. 157-183; [Mathieu F. D., card.] Les derniers jours de Léon XIII et le Conclave de 1903 // Revue des Deux-Mondes. Pér. 5. P., 1904. Vol. 20. 15 mars. P. 241-285; Pierconti A. Da Leone XIII a Pio X: Diario dal giorno 3 Iuglio al Agosto 9 1903: Con documenti inediti. R., 1904; Perraud A.-L.-A., card. Journal du Conclave de 1903 // Oratoriana. P., 1966. N 12. P. 57-68.
Лит.: Berthelet G. Storia e rivelazioni sul conclave del 1903: L'elezione di Pio X. Torino; R., 1904; Marchesan A. Pio X nella sua vita, nella sua parola e nelle sue opere. R., 1910; Pernot M. La politique de Pie X: (1906-1910). P., 1910; Bellaigue C. Pie X et Rome: Notes et souvenirs: (1903-1914). P., 19163; Boudinhon A. L'opera di Pio X nella legislazione canonica. Treviso, 1916; Bazin R. Pie X. P., 1928; Vercesi E. Il Pontificato di Pio X. Mil., 1935; Carli F. Pio X e il suo tempo. Firenze, 1941; Merry del Val R., card. Pio X: Impressioni e ricordi. Padova, 1949; Burton K. The Great Mantle: The Life of Giuseppe Melchiore Sarto, Pope Pius X. N. Y. etc., 1950; Occelli P. Il Beato Pio X: Il Papa che morì povero. R., 1951; Romana Curia a beato Pio X: «Sapienti Consilio» reformata. R., 1951; Fernessole P. Pie X: Essai historique. P., 1952-1953. 2 vol.; Altmann O. Pius X.: Ein Lebensbild. Münch., 1953; Maurras Ch. Le bienheureux Pie X: Sauver de la France. P., 1953; Dal-Gal G. Il papa S. Pio X: Vita ufficiale della Postulazione per la Causa di Canonizzazione. Padova, 1954; idem. Insegnamenti di S. Pio X. Bari, 1957; Felici I. Il Papa dell'Eucaristia. Mil.; Torino, 1954; idem. St. Pie X. Versailles, 1991; Javierre J. M. Pio X. Barcelona, 19543; McAuliffe M. Pope St. Pius X: The Saint of our Times. N. Y., 1954; Mitchell H. Pie X et la France. P., 1954; Гаврилов М. Н., Тышкевич С., свящ. Св. Пий Х. N. Y., 1955; Vian A. S. Pio X e Venezia. R., 1958; Giordani I. Pio X: Un Prete di Campagna. Torino, 19603; Григулевич И. Р. Пий Х - первый папа ХХ в. // Он же. Папство: Век ХХ. М., 19812. С. 85-138; Agasso D. L'ultimo Papa Santo: Pio X. Cinisello Balsamo, 1985; Campanini G. Pio X fra tradizione e rinnovamento // Rassegna di teologia. R., 1986. Vol. 27. P. 153-173; Fontbel M. Fioretti de Pie X. P., 1986; Sulle orme di Pio X: Giuseppe Sarto (1835-1914) dal microcosmo veneto alla dimensione universale. Venezia, 1986; Zambarbieri A. Il patriarca Sarto // La Chiesa veneziana dal 1849 alle soglie del Novecento. Venezia, 1987. P. 129-164; Nordera L. Il catechismo di Pio X: Per una storia della catechesi in Italia (1896-1916). R., 1988; Romanato G. Pio X: La vita di papa Sarto. Mil., 1992; idem. Pio X: Alle origini del cattolicesimo contemporaneo. Torino, 2014; Conduite de St. Pie X dans la lutte contre le modernism. Versailles, 1996; Vian G. La riforma della Chiesa per la restaurazione cristiana della società: Le visite apostoliche delle diocesi e dei seminari d'Italia promosse durante il pontificato di Pio X. R., 1998. 2 vol.; idem. Pio X: Grande riformatore? // Cristianesimo nella storia. Bologna, 2009. Vol. 30. N 1. P. 167-189; idem. Il modernismo: La Chiesa cattolica in conflitto con la modernità. R., 2012; Chiron Y. St. Pie X: Réformateur de l'Église. Versailles, 1999; Guasco M. Pio X, santo // Enciclopedia dei papi. R., 2000. Vol. 3. P. 593-608; idem. Pio X, papa, santo // DBI. 2015. Vol. 84; La Bella G. Pío X e il suo tempo. Bologna, 2003; Крысов А. Г. Конклав 1903 г. и кард. Р. Мерри-дель-Валь // Вестн. МГОУ. Сер.: История и полит. науки. М., 2010. Вып. 2. С. 103-107; Giuseppe Sarto, vescovo di Mantova / Ed. C. Cipolla. Mil., 2014.
А. Г. Крысов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АГАПИТ I († 536), папа Римский (535-536), свт. (пам. 17 апр., зап. 22 апр.)
  • АГАФОН (кон. VI в. – 681), папа Римский (678-681), свт. (пам. 20 февр., зап. 10 янв.)
  • АДЕОДАТ I папа Римский (615-618), св. (пам. зап. 8 нояб.)
  • АДРИАН III (Агапит; † 885), папа Римский (884-885), св. (пам. зап. 8 июля)
  • АЛЕКСАНДР I (Александрион I Римский; † 115 или 118), еп. Рима (105 или 108 – 115 или 118), сщмч. (пам. 16 марта, зап. 3 мая)
  • АНАКЛЕТ I (Аненклет), папа Римский, св. (пам. 7 июня; католич. пам. как мученика 26 апр. и 13 июля)